В Ростове-на-Дону финансисты России обсудили эффективные технологии государственного управления

С 15 по 18 июня в г. Ростове-на-Дону состоялась VI Всероссийская конференция Компании БФТ «Эффективные технологии государственного управления». В мероприятии приняли участие более 100 экспертов – руководителей, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных финансовых органов, органов финансового контроля, а также ответственных за социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из 28 регионов России. 

Среди главных тем конференции стали вопросы формирования и ведения реестра источников доходов при планировании и исполнении бюджета, управление имуществом как один из способов повышения доходов бюджетов, модернизация системы внутреннего финансового контроля и аудита, проектное управление в органах государственной власти, сокращение расходов бюджета за счет оптимизации процессов бюджетного учета, мониторинг и анализ ключевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), мониторинг объектов капитальных вложений, актуальные подходы к определению нормативных затрат и др. 

Генеральный директор Компании БФТ Александр МОНОСОВ поприветствовал участников и пожелал им максимально продуктивной и эффективной работы на VI Всероссийской конференции, которая проводится в юбилейный для БФТ год двадцатилетия со дня основания Компании. Он отметил, что проведение подобных мероприятий – это прежде всего обмен опытом профессионалов, которые апробируя те или иные управленческие решения и ИТ-технологии, достигают лучших результатов. Александр Моносов также выразил благодарность Ростовской области за радушие и пожелал региону процветания и дальнейшего развития. 

Заместитель губернатора – министр финансов региона Лилия ФЕДОТОВА в своем приветственном слове отметила: «Мы рады, что площадкой по поиску новых эффективных решений государственного управления выбрана Ростовская область. Наш регион активно внедряет ИТ-технологии в бюджетный процесс. Это касается планирования и санкционирования расходов, закупочной деятельности. Применение современных технологий помогает повысить эффективность управления в целом, а не только в бюджетном секторе. Уверена, что полученный на конференции опыт найдет воплощение в вашей практической деятельности». 

Тему управления общественными финансами в Ростовской области продолжил первый заместитель министра финансов Ростовской области Валерий БОРОДУЛИН. Сегодня в Ростовской области создана единая автоматизированная система управления общественными финансами, к которой в настоящее время подключены 10 000 пользователей из 462 муниципальных образований региона. Участники бюджетного процесса Ростовской области работают в централизованных системах планирования и исполнения бюджета – «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы». Кроме того, системы планирования и исполнения бюджета взаимодействуют с установленной в регионе системой управления государственными закупками «АЦК-Госзаказ». Благодаря централизации процессов планирования и исполнения бюджета в Ростовской области созданы условия для эффективного и прозрачного управления общественными финансами в регионе. За счет унификации применяемых правил и норм организации бюджетного процесса в области повышается качество и эффективность управления в муниципальных образованиях. В результате участники бюджетного процесса могут осуществлять оперативный контроль расходования выделенных бюджетных средств, что особенно важно в текущей экономической ситуации. 

Опытом построения комплексной системы управления общественными финансами г. Якутска поделилась Наталья ГАВРИЛЬЕВА, начальник отдела планирования, финансирования производственных отраслей, строительства и агропромышленного комплекса Департамента финансов Окружной администрации города Якутска. В конце 2014 года в городе получил развитие проект по созданию единой информационной системы управления общественными финансами г. Якутска, исполнителем которого стала Компания БФТ. Комплексная автоматизация затронула такие процессы, как планирование и исполнение бюджета, управления муниципальными закупками, мониторинг эффективности деятельности органов власти, а также открытость и доступность для жителей города Якутска, и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Якутска, информации о деятельности органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления в сфере управления общественными финансами и экономикой г. Якутска. Сегодня в единой комплексной системе работают порядка 500 пользователей, в том числе 126 бюджетных, 67 казённых и 3 автономных учреждения. 

СЛОВО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЭКСПЕРТАМ 

Новациями законодательства, применяемыми при планировании и исполнении бюджетов по расходам на закупки в 2017 году, с участниками конференции поделился эксперт Минфина России. Постановлением Правительства РФ от 25 января 2017 г. № 73 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в акты по планированию формирования планов закупок, формирования планов-графиков, уточнены базовые положения, которые объединили в одно целое бюджетный и закупочный процесс. 


Какие базовые положения в Постановлении Правительства РФ от 25 января № 73 были зафиксированы?
·    Выделение так называемых «секретных» расходов. 
На федеральном уровне эта проблема стояла давно и достаточно жестко. Сегодня он решен регулятором: в Постановление были внесены изменения – по планированию в формах плана и плана-графика появилось отдельное приложение, которое может иметь гриф «Секретно», «Совершенно секретно». При этом приложение не размещается в Единой информационной системе в сфере закупок, а непосредственно сам документ публикуется в широком доступе.

·    Вопрос со сроками представления и формирования планов и планов-графиков.  
В частности, уточнены вопросы как по получателям бюджетных средств (ПБС), так и по бюджетным учреждениям. Что касается бюджетных учреждений, то из норм по формированию плана закупок и представлении главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) исключены нормы, которые обязывали бюджетные учреждения в процессе бюджетного планирования формировать планы закупок и представлять их ГРБС для учета в процессе формирования бюджета. Что касается ПБС, то были внесены изменения, которые связали процесс формирования плана закупок с процессом формирования обоснований бюджетных ассигнований. На федеральном уровне появилась норма о том, что такие планы формируются и представляются в сроки, установленные ГРБС для формирования на их основе в соответствии с бюджетным законодательством обоснований бюджетных ассигнований. Аналогичная норма нашла отражение и в акте, регламентирующем порядок формирования планов закупок для обеспечения нужд субъектов, муниципальных нужд. Но здесь в соответствии с бюджетным законодательством порядок формирования бюджета и порядок взаимодействия между финансовым органом и лицами, участвующими в исполнении бюджета, определяется так же финансовым органом. Если на федеральном уровне речь идет о приказе Министерства финансов, регламентирующем порядок формирования обоснования бюджетных ассигнований, то аналогичный документ есть в каждом субъекте РФ и именно им необходимо руководствоваться при определении сроков формирования и представления проектов планов закупок, формируемых заказчиками-ПБС.

Представитель Минфина России рассказал участникам конференции о модернизации системы внутреннего финансового контроля и аудита. Как отметил эксперт, результаты мониторинга качества финансового менеджмента показали, что на конец 2016 года карты внутреннего финансового контроля (ВФК) утверждены или актуализированы только на 61,1%, а порядки осуществления ВФК приняты без нарушений на 84,9%. При этом по результатам аналитических мероприятий были выявлены недостатки в работе внутреннего финансового аудита (ВФА). Так, например, созданные подразделения ВФА не осуществляли внутренний финансовый аудит (20% ГАБС, в которых созданы субъекты ВФА), мероприятия являлись по сути контрольно-ревизионными проверками и не соответствовали целям ВФА. Не была обеспечена функциональная независимость субъекта ВФА, нарушены порядки планирования ВФА, отсутствовала годовая отчетность о результатах осуществления ВФА. Как следствие – качество внутреннего финансового аудита было оценено как низкое.

Эксперт подчеркнул, что на 2017 год запланированы изменения в Правила осуществления внутреннего финансового контроля и аудита, а также будут разработаны поправки в Бюджетный кодекс РФ в целях совершенствования систем ВФК и ВФА. 

Вместе с тем сегодня необходимо решить ряд организационных и методологических задач, в числе которых и усиление ответственности руководителей ведомств за организацию ВФК и ВФА, обеспечение организационной независимости субъекта внутреннего финансового аудита, установление связи процедур ВФК с рисками и финансовым менеджментом, уточнение методики проведения ВФК, принятие стандартов по ВФК и ВФА и др. 

 АКТУАЛЬНО ОБ УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 

Директор Департамента планирования Компании БФТ Галина КОСТИНА-САМБУРОВА рассказала участникам конференции о формировании и ведении реестра источников доходов при планировании и исполнении бюджета. В соответствии со ст.47.1 Бюджетного кодекса (БК) РФ Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, статья 184.2 БК РФ закрепляет обязанность предоставления реестров источников доходов бюджетов одновременно с проектом Закона (решения) в Законодательный (представительный) орган. Подсистема формирования и ведения реестра источников доходов при планировании и исполнении бюджета позволяет автоматически формировать реестры источников доходов на основании электронных документов систем АЦК, формировать в системе реестр источников доходов в виде Приложения к Закону (Решению) о бюджете, вести реестры источников доходов бюджета субъекта РФ и муниципальных образований в централизованном решении, а также взаимодействовать с ГИИС «Электронный бюджет» в части получения перечня источников доходов и представления информации по источникам доходов бюджета в отношении каждого источника.  

На конференции также обсуждались актуальные подходы к нормированию затрат. В рамках своего выступления ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Людмила СОЛОВЬЕВА рассказала не только о подходах к определению нормативных затрат, но и об основных изменениях, связанных с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных (услуг), а также о новациях, связанных с государственным (муниципальным) заказом на оказание государственных (муниципальных) услуг. Компания БФТ имеет большой опыт в сфере определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в условиях перехода к базовым нормативным затратам, а также выявления потенциальных источников повышения эффективности бюджетных расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ). 

О сокращении расходов бюджета за счет оптимизации процессов бюджетного учета и централизованной бухгалтерии рассказала Татьяна СОКОЛОВА, руководитель Аналитического управления Департамента бюджетного учета Компании БФТ. Высокие требования к ведению бухгалтерского учета, дублирование информации в разных системах, ошибки, возникающие при вводе данных, приводят к росту затрат на содержание бухгалтерских служб; длительность ввода и обработки первичных документов. Кроме того, минимизирована прозрачность учетных процессов, так как результат обработки информации происходит только на этапе консолидации отчетности. Исправить подобную ситуацию и повысить эффективность бухгалтерских служб можно с помощью комплексного облачного решения «АЦК-Бюджетный учет», которое позволяет вести централизованный бюджетный (бухгалтерский) учет и применять единую методологию ведения учета. 

Внимание участников конференции также было приковано к теме проектного управления. Илья МОИСЕЕВ, ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ, отметил, что в настоящее время начата реализация положений «Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, предполагающих использование в бюджетном процессе проектных механизмов. 22 марта 2017 г. Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам было принято важное решение – поддержать предлагаемые меры по применению механизмов проектного управления при формировании и реализации государственных программ РФ. Таким образом, можно говорить, что план мероприятий по интеграции программно-целевых методов управления и инструментария проектного управления фактически утвержден, и в скором будущем нас может ожидать следующий этап внедрения проектного управления в госсекторе – переход от «программного» бюджета к «проектному». Подход Компании БФТ включает методологическую поддержку и автоматизацию и позволяет создать эффективную систему проектного управления в органах государственной власти, обеспечивающей возможность ведения и управления полным циклом реализации проекта и получения необходимой аналитической информации на любом этапе проекта. 

МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  

Аналитик Департамента аналитических и портальных решений Компании БФТ Алексей ВЛАДЫКИН рассказал о потребности автоматизации процессов мониторинга деятельности учреждений и органов местного самоуправления. В частности, были раскрыт потенциал возможностей по автоматизации сбора, анализа и консолидации данных в единой системе для финансовых органов и учредителей. В рамках темы было представлено решение Компании БФТ «АЦК-Мониторинг КПЭ», позволяющее организовать работу учреждений, главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов в едином информационном пространстве в части ключевых отчетов и показателей эффективности, тем самым повысить качество управления подведомственной сетью и сократить трудозатраты на сбор и согласование данных. 

Марианна ФОМКИНА, аналитик Департамента аналитических и портальных решений Компании БФТ, продолжила тему мониторинга и остановилась более подробно на мониторинге объектов капитальных вложений. Сегодня этот вопрос все более актуален для руководителей субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, финансовых органов, органов исполнительной власти, ответственных за капитальные вложения. Построение эффективной системы управления капитальными вложениями позволяет решить множество проблем, среди которых отсутствие инструментария для оперативного взаимодействия участников процесса, возможности оперативного принятия решения, единого стандарта сопроводительной документации, а также большие объемы разнородной информации. Решение Компании БФТ Мониторинг капитальных вложений обеспечивает эффективный контроль расходования средств на капитальные вложения для реализации мер по сокращению издержек, обеспечивает учет распределения бюджетных и внебюджетных средств в рамках процесса капитальных вложений и формирует единый банк данных объектов капитальных вложений региона с применением единой системы идентификационных кодов. В результате оптимизации существующих процессов информационного взаимодействия повышается качество управленческих воздействий и решений за счет оперативного получения достоверной информации. 

УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ 

На конференции в Ростове-на-Дону также был поднят вопрос применения современных ИТ-технологий в управлении имуществом как реального способа повысить доходы бюджетов. Руководитель Управления по повышению доходов Компании БФТ Людмила ГНДОЯН отметила основные причины, препятствующие пополнению доходов поступлений бюджетов от налоговых и неналоговых платежей.

Среди них можно выделить:
·    отсутствие системного подхода к взиманию платежей; 
·   отсутствие информации о полном составе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
·    не применение штрафных санкций в отношении неплательщиков; 
·    неэффективное использование муниципального имущества; 
·    применение заниженных показателей кадастровой стоимости, земельные правонарушения; 
·    низкий уровень вовлечения земельных участков в оборот; 
·    проблемы с формированием объективной налоговой базы.

Эффективно решить эти проблемы можно с помощью автоматизации. Региональная система управления государственным и муниципальным имуществом, построенная на базе программного комплекса «SAUMI-WEB», позволяет повысить неналоговые поступления в региональный и муниципальные бюджеты благодаря более эффективному управлению имуществом, а также уточнить потенциал неналоговых доходов и контроль их поступлений в бюджеты, планировать доходы регионального и муниципальных бюджетов. Комплексный подход по увеличению налоговых поступлений в местный бюджет, реализованный Компанией БФТ, позволяет создать единую централизованную систему учёта объектов налогообложения и как следствие – увеличить налоговые поступления в местные бюджеты. 

Опытом повышения доходов от использования имущества в г. Пензе с помощью современных средств автоматизации поделилась Наиля АЛЮШЕВА, начальник Управления муниципального имущества администрации города Пензы. Сегодня в городе создана единая система управления муниципальным имуществом, в основе которой лежит программного комплекса «SAUMI-WEB». На момент построения системы перед администрацией г. Пензы стояли 4 ключевые задачи: создать условия для повышения доходной части, обеспечить полноту и достоверность сведений о доходах от использования имущества, сократить сроки исполнения муниципальных услуг и повысить качество прогнозирования доходов от использования имущества. В результате сегодня в г. Пензе сформирована достоверная картина в сфере финансовых обязательств по договорам аренды на 100%, в 2 раза сократились сроки предоставления услуг по оформлению земельных участков, на 70% снизились потери сумм по исковой давности за счёт мониторинга процессов претензионно-исковой работы, а дебиторская задолженность от использования земельно-имущественного комплекса снизилась на 20%.

В рамках конференции также состоялись показы программных продуктов Компании БФТ. Участники смогли на практике оценить функционал программного комплекса «SAUMI-WEB», автоматизации процесса внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, модуля «Реестр источников доходов» и других решений, возможности которых были продемонстрированы на мероприятии. 

Гости конференции выразили благодарность Компании БФТ за проведение мероприятия и также поздравили ее с 20-летним юбилеем и пожелали дальнейших успехов в создании актуальных ИТ-решений для госсектора. 

О БФТ:
Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) создана в 1997 году и на сегодняшний день является ведущим российским разработчиком проектных решений на базе собственных методологических и программных продуктов для государственного сектора и бизнеса.

Решения Компании БФТ входят в Единый реестр российского ПО. Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:
- Централизованные системы для государственного и муниципального управления.
- Системы для оценки эффективности государственного и муниципального управления.
- Автоматизация управления имущественными и земельными отношениями.
- Портальные и мобильные решения.
- Автоматизация деятельности МФЦ.
- Методическое сопровождение деятельности органов власти (Консалтинг).
- Защита информации.

Линейка решений Компании БФТ также включает спектр программных продуктов для коммерческих организаций

Результатом многолетнего сотрудничества Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти стало внедрение централизованных решений масштаба региона в 21 субъекте РФ и успешная реализация более 3800 проектов в 79 регионах и более чем 9500 муниципальных образованиях РФ, а также в Республиках Беларусь и Казахстан.

По итогам 2013-2015 годов Компании БФТ присвоено звание «Лучший поставщик в сфере информационных технологий».

Дополнительная информация:
Пресс-служба БФТ
(495) 784-70-00
companybft@bftcom.com


14.07.2017

Возврат к списку

Комментарии

Мы в соцсетях